Для того чтобы более глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии. Нейропсихологические упражнения «включают» мозговую активность и способствуют повышению эффективности логопедических занятий с ребенком.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
- Активизация речи;
- Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать свое тело;
- Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- Работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания.
Нейропсихологические упражнения, используемые в логопедической работе:
- Дыхательная гимнастика. Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
- Развитие межполушарного взаимодействия – это упражнения для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате одновременного выполнения разных движений двумя руками и ногами улучшается взаимодействие и синхронизируется работа левого и правого полушария мозга, что способствует улучшению памяти, повышению устойчивости внимания и облегчает процесс письма.
- Балансир – это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка – удержать равновесие на доске. Такая игра направлена на развитие концентрации внимания и тренировку вестибулярного аппарата. Занятия на балансире сопровождаются упражнениями с мячом, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, логоритмическими упражнениями.
- Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, развивают произвольность движений.